Машинная школа Балтийского флота.

Проходя по улице Петровской в Кронштадте, невольно замечаешь необычное здание с огромным световым окном, обращенным на юг. Когда-то именно здесь воспитывались первоклассные специалисты-техники балтийского флота. В своей статье я попытаюсь рассказать историю этого удивительного и почти забытого места.

Кронштадт – старейшая военно-Морская база России. Во все времена основной задачей города было поддержание и развитие флота. С появлением первых паровых судов  Российский флот стал нуждаться в квалифицированных техниках, поэтому 28 апреля 1868 года в Кронштадте открылась первая школа машинных кочегаров. Располагалась она на Павловской улице (совр. Флотская).

Кронштадт. ул. Павловская (совр. Флотская).
Кронштадт. ул. Павловская (совр. Флотская).


Вследствие политических перемен и усиления военно-морских флотов мира, в России была запущена двадцатилетняя судостроительная программа. В основе её лежало понимание того, что… «Россия не должна играть на море той же слабой роли, как в последнюю русско-турецкую войну. Она должна быть готова встретить неприятеля за пределами своих вод у его берегов, будь это в Балтике или в Черном море». Резкое увеличение состава судов Балтийского флота в 90-х годах XIX века вызвало острый недостаток в машинной прислуге. Это обстоятельство заставило проектировать постройку и оборудование нового здания Машинной школы в Кронштадте. Тем более что первоначальные помещения, отведенные для этих нужд, уже не отвечали современным потребностям.

Автором комплекса зданий стал генерал-майор Владимир Петрович Шаверновский, занимавший в то время должность главного инженера Кронштадтского порта. Комплекс состоял из нескольких сегментов: учебного здания, кочегарного, машинного отделений и мастерских. Территория школы ограничивалась с севера и запада Обводным каналом, с юга улицей Петровской, с востока улицей Бочарной (совр. Комсомола). Фасад машинного зала был выполнен в стиле модерн.

Комплекс зданий Машинной школы Балтийского флота. С открытки нач. ХХ века.
Комплекс зданий Машинной школы Балтийского флота. С открытки нач. ХХ века.


В машинных отделениях были поставлены миноносные машины тройного расширения типа «Сокол», спиртомотор в 50 л.с. и четыре машины миноносок, в 220 л.с. каждая. Все машины были приспособлены на сопротивление винтов, вращающихся в цистернах с водой.

Кочегарное отделение имело два котла системы Бельвилля, два котла Ярроу, один котел цилиндрический судовой с обратным ходом дыма и один котел Николса.

В отдельном вытянутом здании располагались мастерские: токарная, слесарная, медницкая, железнокотельная, кузнецкая и ремонтная. В целом основная часть строительных и монтажных работ была окончена к 1905 году, однако, революционные события 1905-1906 гг. перенесли срок сдачи объекта. Достройка комплекса проходила в 1907 году.

Учебное судно машинной школы БФ - "Океан".
Учебное судно машинной школы БФ — «Океан».


В учебном центре могли обучаться до 1500 человек. Занятия проходили в две смены одновременно: одна половина учеников находилась в классах, в то время как вторая проходила практику. После двухгодичного обучения в школе, а также прохождения летней практики на кораблях воспитанники становились самостоятельными специалистами на малых судах или помощниками судовых инженеров на крупных кораблях флота. Для обеспечения прохождения летней практики в городе Киле на верфи Howaldtswerke-Deutsche Werft GmbH (HDW) было построено учебное судно «Океан». В 1903 году судно отправилось в Порт-Артур, куда доставило 500 специалистов-техников для прохождения службы на кораблях первой Тихоокеанской эскадры.

Анатолий Григорьевич Железняков (1895-1919 гг.)
Анатолий Григорьевич Железняков (1895-1919 гг.)


Работа на флоте требовала от соискателя хорошей физической подготовки, но кроме этого специалисты должны были обладать и знаниями. Воспитанники школы знали грамоту, много читали, и не всегда это была учебная литература. Часто в среде матросов распространялась революционная пресса.   В 1908 году мичманом Машинной школы был большевик В. Л. Панюшкин, ставший прототипом  главного героя фильма «Мичман Панин». Здесь обучались революционные матросы: М. И. Мартынов, А. Г. Железняков,  Н. В. Второв, П. Ю. Хохряков.

Заседание военного трибунала в здании Машинной школы Балтийского флота.
1906 год.
Заседание военного трибунала в здании Машинной школы Балтийского флота.
1906 год. 


 Здание школы — памятник революционным событиям. Осенью 1906 года здесь состоялся трибунал над участниками второго кронштадтского восстания. На скамье подсудимых оказались 2500 человек. 19 из них были приговорены к смертной казни, 26 — к каторге, 617 — к тюремному заключению.

Курсанты Машинной школы Балтийского моря. 1930-1935 гг.
Курсанты Машинной школы Балтийского моря. 1930-1935 гг.

После окончания Великой Отечественной войны на базе старого комплекса был организован Морской техникум.  Долгое время он входил в состав механического цикла подготовки техников ВМФ. В 1984 году в машинном зале была размещена паровая турбина ГТЗА ТВ-12. Установки такого типа и сейчас применяются на крупных надводных кораблях и атомных подводных лодках. Проект размещения турбины разработал мичман Андриус Науникас. Весьма интересно, что все громоздкие конструкции были смонтированы без разборки исторического фасада здания. Во времена новой России Морской техникум расформировали. Сейчас немые свидетели истории — учебные классы и просторные залы пусты.


Машинный зал школы. Фотография 2018 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *